Привет! Вы слушаете девятнадцатый эпизод подкаста “Пять минут”. Это подкаст для тех, кто учит русский язык. Меня зовут Евгения Власова. Я веду блог ProperRussian.com и преподаю русский язык.
Сегодня мы поговорим о научной фантастике.
В Советском Союзе научная фантастика была одним из самых популярных жанров. Фантастику любили и читатели, и писатели. Читатели — потому что официально одобренная советская литература была невозможно скучной. А писатели – потому что фантастика была единственным жанром, где существовала относительная свобода творчества.
Советские писатели должны были, прежде всего, воспитывать читателей. Советская литература должна была быть понятной всем, и рассказывать, что такое хорошо, и что такое плохо. Единственной официально поощряемой формой творчества был социалистический реализм, или, сокращённо, соцреализм. Фантастика же была для писателей убежищем от реализма.
Советская цензура относилась к фантастике с пренебрежением, считая её несерьёзной, «ненастоящей» литературой. Однако советская власть терпела фантастику, потому что именно фантастические романы должны были (цитирую Википедию) «поддерживать позитивный взгляд на будущее и веру в коммунистическое развитие».
Слышу голос из прекрасного далёка,
Он зовёт меня в чудесные края,
Слышу голос, голос спрашивает строго –
А сегодня что для завтра сделал я
Советский Союз был задуман как огромный социальный эксперимент. Коммунистическая идеология должна была создать общество будущего, где нет денег, нет собственности, где каждый осознанно трудится и вносит свой посильный вклад в общественное благо. Это была мечта об абсолютной социальной справедливости и о новом человеке, который не имеет недостатков.
Мечте о сверх-человеке были посвящены первые советские фантастические романы, написанные в двадцатых-тридцатых годах прошлого века. Например, в романе Александра Беляева «Человек-амфибия» главный герой, Ихтиандр, получает возможность жить и под водой, и на суше, благодаря двойному дыханию — через лёгкие и жабры. Море для Ихтиандра — родной дом, где царит справедливость. Ихтиандр спасает рыб и морских животных, разрезая рыбакам сети и пугая ловцов жемчуга. Но однажды наивный и не знающий жадности человек-амфибия попадает в общество обычных людей, и встреча становится для него роковой.
Лучше лежать на дне,
В синей, прохладной мгле,
Чем мучиться на суровой,
Жестокой, проклятой земле.
Будет шуметь вода,
Будут лететь года,
И в белых туманах скроются
Чёрные города
Фантастика давала писателям больше свободы: раз ты пишешь про будущее, тебе не обязательно быть реалистом. Писатели научились обходить цензуру и часто использовали фантастику как маску. Под видом фантастики можно было писать романы о проблемах, которые на самом деле волновали общество. Именно так работали братья Стругацкие.
Аркадий и Борис Стругацкие — это, наверное, самые известные фантасты, писавшие на русском языке. Я не хочу называть их советскими писателями, хотя многие их романы были созданы и опубликованы в Советском Союзе. Назвать их российскими авторами тоже было бы не совсем правильно. Фантастика Стругацких не связана рамками географии или истории. Она — о социальной психологии, а это универсальный феномен.
Ранние романы Стругацких посвящены мечте об идеальном обществе. Братья Стругацкие задумывались над тем, как будет себя чувствовать обычный человек в идеальном обществе будущего. Постепенно романы братьев Стругацких становились всё мрачнее и превращались из светлой научной фантастики с элементами психологизма в антиутопию. Советская цензура беспощадно резала романы Стругацких, но, в целом, советским читателям повезло: Стругацких не запретили, и некоторые их произведения были даже экранизированы. Например, фильм Андрея Тарковского «Сталкер» был снят по мотивам романа Стругацких «Пикник на обочине».
Фантастика по сей день остаётся популярной. В разных городах регулярно проходят фестивали и слёты фантастов, писатели ведут блоги и общаются со своими коллегами и читателями в Интернете. Общее настроение фантастических романов изменилось вместе со временем: стало меньше «научности», больше мистики и фэнтези, а вместо мечты об идеальном будущем стали появляться фантазии об идеальном прошлом.
Вы слушали девятнадцатый эпизод подкаста «Пять минут». Полный текст подкаста вы можете найти на сайте ProperRussian.com. В следующем выпуске мы поговорим о море. С вами была Евгения Власова. До встречи через неделю.
В эпизоде использовались фрагменты следующих произведений: